Юрий Бурлачко. В законе «Об образовании» труд был определен важной составляющей процесса воспитания

Юрий Бурлачко. В законе «Об образовании» труд был определен важной составляющей процесса воспитания

 Под руководством Юрия Бурлачко в Законодательном Собрании Краснодарского края состоялись парламентские слушания, на которых обсудили вопрос организации трудового воспитания и обучения в образовательных организациях.

В работе приняли участие депутаты ЗСК, руководители и представители профильных министерств и ведомств, органов местного самоуправления, отраслевого профсоюза, образовательных учреждений, общественных организаций, эксперты.
Обращаясь к собравшимся, Юрий Бурлачко напомнил, что принятыми изменениями в 2023 году в федеральный закон «Об образовании» труд был определен важной составляющей процесса воспитания.
«Федеральный законодатель обозначил, что одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования является в том числе и трудовое воспитание обучающихся. Опыт последних десятилетий доказывает, что в стремительно меняющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут интенсивно развивать, эффективно аккумулировать и продуктивно реализовывать инновационный потенциал, основным носителем которого являются дети и молодежь», – сказал Юрий Бурлачко.
Также председатель ЗСК призвал участников рассмотреть необходимость принятия на краевом уровне специального закона, регламентирующего отдельные вопросы трудового воспитания, высказывать предложения по конкретному его содержанию.
Позицию профильного комитета по обсуждаемой теме представил председатель комитета ЗСК по вопросам науки, образования, культуры и делам семьи Виктор Чернявский. Он подчеркнул, что комитет проводил мониторинг трудового обучения в школах, учреждениях дополнительного и среднего профобразования. К этой работе подключились и другие комитеты ЗСК. В результате были определены «узкие места», выработаны соответствующие рекомендации.
В частности, речь шла о возможности увеличения уроков технологии в 8-9 классах, укреплении материально-технической базы школьных мастерских и кабинетов домоводства, об организации работы на пришкольных учебно-опытных участках, в теплицах, в садах, активизации занятий в кружках системы дополнительного образования, развитии естественно-научного и технического творчества. Кроме этого, комитет обратил внимание на необходимость сетевого взаимодействия школ и техникумов на базе мастерских и учебных лабораторий учреждений среднего профобразования, создание учебных профильных классов, подготовку кадров для обучения трудовым навыкам школьников и студентов.
В свою очередь министр образования, науки и молодежной политики края Елена Воробьева проинформировала о том, как сейчас проходит трудовое обучение в детских садах, школах, колледжах и техникумах, ближайших перспективах развития этого направления в образовательном процессе. Она отметила, что в крае изучение предмета «Технология» осуществляется во всех школах, задействованы в этом 1459 педагогов. Учебная инфраструктура включает 877 мастерских трудового обучения, 831 кабинет домоводства, 537 учебно-опытных земельных участков. Благодаря нацпроекту «Образование» обновлена материально-техническая база в 532 сельских школах края за счет создания центров «Точка роста», которые охватывают более 210 тыс. школьников во всех муниципалитетах. Сеть профильных классов агротехнологической направленности включает в себя 113 агроклассов. В крае также функционируют 346 инженерных классов.
По словам министра, практико-ориентированный подход – основное направление развития системы среднего профобразования. В этой связи в соответствии с дорожной картой в 17 учреждениях среднего профобразования в 2023 году было создано 30 учебно-производственных комплексов, в 2024 году планируется 40 еще в 36 колледжах и техникумах. За 3 ближайших года намечено обустроить на базе учреждений СПО 10 площадок индустриально-промышленной направленности.
Свое видение ситуации, имеющийся опыт работы и предложения по дальнейшему развитию трудового воспитания и обучения представили участники парламентских слушаний. В их числе о системе трудового обучения в общеобразовательной организации рассказала заместитель директора по воспитательной работе школы № 14 им. Героя Советского Союза И.Г. Шабанова станицы Родниковской Курганинского района Мария Бессмертная, опытом развития дополнительного образования технической направленности в муниципалитете поделилась начальник управления образования Славянского района Елена Щурова. В выступлении ректора Армавирского государственного педагогического университета Евгения Нижника речь шла о подготовке учителей трудового обучения. Об опыте производства и сертификации продукции для обеспечения системы образования рассказала директор Армавирского индустриально-строительного техникума Ирина Федоренко. Позицию профильного ведомства о производственных возможностях изготовления продукции на предприятиях края для укрепления материально-технической базы образовательных организаций, а также возможности реализации заказа на изготовление продукции на базе профессиональных учреждений образования обозначил первый замминистра промышленной политики края Владимир Мостовой. О состоянии дел в области детского и юношеского технического творчества на Кубани проинформировал директор Центра детского и юношеского технического творчества Владимир Щебетун. В своем выступлении министр труда и соцразвития региона Сергей Гаркуша одной из форм трудового воспитания назвал временную трудовую занятость подростков. 
В ходе обсуждения участники высказали ряд конкретных предложений, сошлись во мнении, что необходим краевой закон в этой сфере. Отдельно остановились на необходимости общих подходов в обучении, применения лучших практик в работе, более ответственном подходе к формированию контрольных цифр приема для обучения определенным специальностям.
Также своим мнением поделились заместители председателя ЗСК Николай Петропавловский и Владимир Бекетов, председатель комитета по вопросам промышленности Владимир Лыбанев. 
Подводя итог слушаниям, Юрий Бурлачко отметил, что в регионе есть и необходимые ресурсы, и потенциал, чтобы решить задачу активного внедрения трудового воспитания в учебных учреждениях. Он подчеркнул, что от качества её реализации зависит будущее и края, и страны в целом. 
В завершение профильному комитету было поручено с учетом имеющихся на сегодняшний день наработок, а также поступивших в ходе обсуждения предложений участников парламентских слушаний подготовить проект соответствующего постановления для рассмотрения на сессии ЗСК, а также создать рабочую группу по разработке проекта соответствующего краевого закона.

 

https://www.kubzsk.ru/news/29741/